Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС PDF Печать E-mail
16.12.2013 08:27

 Презентация «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС»

Слайд 1. Наша новая школа.

С 1 сентября 2011 г. все школы России перешли на стандарты второго поколения. Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» 

Слайд 2. Когда в СССР единое образование сменилось вариативным, в России возникла проблема сохранения единого образовательного пространства страны. Эту задачу должен был решить стандарт первого поколения. Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход становится ограниченным. Поэтому уже стандарт первого поколения нацелил не только на передачу знаний, но и на развитие личности ученика. Однако создать документ, удовлетворяющий всех его пользователей – общественность, родителей, педагогов, учащихся, - не удалось. Для решения этой задачи потребовалось пересмотреть роль стандартов. Стандарт второго поколения впрямую говорит о смене образовательной парадигмы и о новом образовательном результате – развитии личности. Знание становится средством, а не целью. В период с 2011 по 2020 годы будет происходить постепенный переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

 

Слайд 3. С 1 сентября 2011 года все первоклассники России, в том числе, и нашей школы, начали обучаться по новому ФГОС НОО. Учителя первых классов Кекшенова Б.Б., Халгаева Л.М. работают по ОС «Школа - 2100».

Слайд 4. Данный слайд представляет целостность Образовательной системы. А.А.Леонтьев, научный руководитель группы ученых, разработал образовательную программу «Педагогика здравого смысла». Цель данной программы - формирование функционально грамотной личности. При помощи образовательных технологий, комплекта учебников педагоги идут к поставленной цели. Образовательная система «Школа 2100» - первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное  обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы.

Слайд 5. По ОС «Школа 2100» простроены цели вплоть до конкретных действий на уроке - выполнения развивающих учебных заданий. Эти задания служат фундаментом, гарантирующим реализацию предметных целей, а те в свою очередь способствуют выработке общеучебных умений, которые непосредственно приводят к выращиванию функционально грамотной личности.

Слайд 6. Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены, как и жизнь, в соответствии с принципом минимакса: учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.

Слайд 7. В учебниках ОС «Школа 2100» реализуется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания.

Слайд 8. Технология продуктивного чтения. Такие приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение позволяют прочитать скрытый авторский смысл. Ученики на каждом уроке встречаются с различными видами информации, которые помогают им проникнуть в ту или иную науку, сферу окружающего мира. Прежде необходимо вычитать, найти важное, раскодировать и добиться точности понимания текста. Третья технология оценки учебных достижений учащихся создает комфортные условия на уроках, так как включает каждого ученика в процесс оценки собственной деятельности (самооценка). Данная технология помогает ребятам анализировать результат своей работы, оценивать, что получается хорошо, что требует особого внимания.

Слайд 9 Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. УУД. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД).   К ним относятся:• целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее,учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.  При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения о Луне, после чего они должны ответить на вопросы: Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового. А, почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием). Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:-личностные (формирование интереса), регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка), познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта), коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других). Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.

- А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

 

Слайд 10-11 Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах начинается с выработки основных правил. Ребята приходят к выводу, что должно достигаться:

 полное внимание к однокласснику;

 серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 - терпимость, дружелюбие:

 никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Слайд 12. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра: помогает снять чувство усталости; раскрывает способности детей, их индивидуальность; усиливает непроизвольное запоминание. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.

Слайд 13 Игры-драматизации в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.

Слайд 14 Кроме того, новый стандарт закрепил требования к условиям обучения. В нем перечислены те условия, которые должна обеспечить школа для достижения указанных результатов. В начальной школе должны быть не только мебель, учебно-методические комплекты, но и оборудование для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудование и помещения для проведения исследовательской деятельности. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

 

Слайд 15 -16 Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. На нее отводится восемь часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; 
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; 
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. 
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: 
спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,общеинтеллектуальное, 
общекультурное 
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. 

Слайд 17-18 Курс включает и раскрывает основные содержательные линии: Земля – единая экосистема. Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы. Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

1 - й год обучения: «Экология моего дома».

Слайд 19-20 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Слайд 21-22. Широкие возможности для формирования и развития коммуникативных способностей детей открывает курс «Детская риторика в рассказах и рисунках» Т.А.Ладыженской и Н.В.Ладыженской.В программе два смысловых блока: 
-«Общение»(общая риторика),
- «Речевые жанры» (частная риторика).
Уроки риторики играют огромную роль в развитии креативных (творческих) способностей учащихся.Это могут быть литературные, актёрские способности. Главная задача учителя – создать условия для реализации этих способностей. Риторические игры и задачи часто предлагаются в форме инсценирования, пародий, сочинения сказок, загадок, считалок и т.д. 

Слайд 23. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, труду и другим предметам, преподаваемых в школе. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.

Слайд 24. Проектная деятельность Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Слайд 25-26 Программа внеурочной деятельности «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. 
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
 

 

Слайд 27 Юный эрудит Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими принципами решения задач

 

Слайд 28. Портфолио учащегося представляет собой коллекцию работ и результатов деятельности ребенка, достигнутых им в ходе учебной и внеучебной деятельности

 

Слайд 27 Новый стандарт призван возродить и воспитание личности.

 

 
Новые игры Alawar.


Интересные мини игры.
music-xpert.